Open-air концепция популяризации науки
(пока черновая версия, много сумбура и неполноты)
Постановка и попытка осмысления проблемы

 

 

 

 

Важный пример и основные проблемы продвижения научного знания


В Парке Леко выставлены полноформатные репродукции картин высокого разрешения.


Разработанная мной новая концепция выставок изобразительного искусства начинается со следующего тезиса:


В отличие, например, от музыкальных произведений, произведения изобразительного искусства обладают катастрофически малым потенциалом глобального распространения. Музыкальные произведения соответствующей значимости имеют аудиторию на три порядка больше. Ситуацию усугубляет фактор локализованности, чтобы посмотреть картину надо ехать в другой город или в другую страну.

 

Живопись может быть показана на экранах компьютеров, но разрешение при полном экране Full HD -- 2 Мп. При этом, если картина не совпадает с форматом 16:9, то в среднем останется хорошо если 1,5 Мп. Цветопередача фотографии и монитора всегда под большим вопросом. И при таком просмотре не идет речи о соответствии размеров оригинала и изображения на экране компьютера.

 

Новая выставочная концепция позволит демонстрировать широкой аудитории копию в полном формате, с цветопередачей очень близкой к оригиналу и в разрешении в десятки и сотни (!) раз лучшем, чем на экране компьютера.


Надо отметить, что и у специалистов-искусствоведов существуют лишь минимальные возможности знакомиться с произведениями мировой живописи. Насколько часто они могут посещать великие музеи мира?

 

Частью общей концепции является концепция выставок для современных художников.

 

Концепция выставок изобразительного искусства демонстрируют возможности расширения аудитории, особенно в формате open-air, и расширения пространства возможностей для специалистов-искусствоведов. С наукой ситуация, в чем-то, аналогичная, здесь тоже большие возможности для формата open-air.

 

Научное знание продвигается в on-line формате в виде дайджестов-журналов, разнообразного видеоконтента и в off-line формате в виде научно-популярных книг и лекций разной степени публичности.

 

On-line дайджест-журналы (например, Элементы, Антропогенез.ру, Троицкий вариант

 

 

 

 

очень хорошо выполняют функцию актуализации научного знания среди уже состоявшихся подписчиков, у которых уже сформированный достаточный уровень компетенции и вовлеченности в соответствующие тематики. К сожалению, среди подписчиков малый процент школьников. Например, это проявляет себя на замечательных форумах Александра Соколова "Наука против мифов".

 

 

 

Широкая аудитория видеоконтента и off-line лекций благодарная, но плохо и разно подготовленная, в такой аудитории очень малый процент самой ценной категории -- школьников, например, лекция Бориса Штерна в Твери, из 40 человек было 2 школьника (это был очень продвинутый школьник уже очень серьезно увлекшийся наукой и его друг).

 

 

Видеоматериалы одного ученого или научного журналиста на одну тему существуют в большом количестве версий, не все равноценные, нет способа выбрать лучшую и актуальную.

 

 

Книги называемые научно-популярными очень объемные, часто в них уделяется много внимания обоснованию идей, что правильно для научной литературы, но избыточно (вредно) для восприятия широкой аудиторией.

 

 

Недооцененным является значение продвижения научного знания в самом научном сообществе, которое в целом резистентно к теоретическим моделям и концепциям сформулированным в книгах называемых научно-популярными, это подробно разбирается ниже.

 

 

 

 

Целевая аудитория неузкоспециальной научной литературы и название

  

Важный (хотя и контринтуитивный) тезис: главной целевой аудиторией книг, называемых научно-популярными, является научное сообщество. "Эгоистичный ген" Докинса -- концептуальная авторская научная книга, как бы адресована широкой публике, но эту ли публику Докинс считал главной целевой?

 

Я предлагаю называть такие книги авторской научной литературой. Литературой -- в противопозиции узкоспециальным публикациям, монографиям, а авторской -- в противопозиции учебной научной литературе.

 

В отличие от учебной литературы (которая совершенно не допускает ошибок, и план и объем, которой утверждается на государственном уровне), авторская научная литература пишется учеными, которые отвлекаясь от своей повседневной научной работы, осмысливают свою и близкие области науки на философском уровне, пытаясь сформулировать и донести это авторское (в смысле акцентов, примеров, метафор, теоретических моделей и философии) научное размышление не только для любознательных читателей, но и для своих коллег и ученых в смежных областях науки.

 

 

 

Аудитория авторской научной литературы

 

Пример с книгой Алексея Семихатова.

 

      Интересно, что в одной из лекций совмещенных с презентацией книги, Алексей Семихатов признается, что над многими необходимыми для логичного и полного изложения моделями, ему пришлось специально размышлять и "с нуля" их разрабатывать. Он сам был удивлен, что над такими важными смежными с его областью научных интересов темами, ему, физику-теоретику с 40-летним стажем, пришлось серьезно работать, чтобы сформулировать полноценные, хотя и упрощенные (для неузкоспециальной книги) модели.

 

 

Книга получилась чрезвычайно качественная, насыщенная принципиальными физическими идеями, местами очень не простая. Я думаю, что старшеклассник или студент, который ее изучит (а это не просто, но реально), уже может считать себя физиком, настолько фундаментальные с точки зрения физической природы мироздания модели показывает Алексей Семихатов (при этом почти не пользуясь математическим аппаратом). Это великолепная книга.

 

Однако, мне кажется, что Алексей Семихатов, когда писал книгу, видел своим читателем не только и не столько школьников или студентов, а коллег по научному сообществу, к которым у него нет другого способа публично обратиться с таких концептуальных философских позиций.

 

1. Научное сообщество


Современное научное знание очень обширно и ученый, часто увлеченно занимаясь своим направлением, теряет общенаучный контекст. Многие успешные ученые обладают узким научным мировоззрением и имеют фрагментарные и поверхностные представления даже о смежных областях науки. Да, выходит много научно-популярных книг, но время и силы для их изучения трудно выделить и само определение "научно-популярный" является отсылкой к чему-то несерьезному и мало значимому.

 

Алексей Семихатов работает в отделении теоретической физики Физического института Лебедева. Вот мои оценки по четырем выделенным категориям в научном сообществе. Цифры -- мои грубые предварительные оценки, еще надо уточнить, чтобы избежать ошибок в разы.

 

В институте работает более 1000 научных сотрудников. В отделении теоретической физики более 100 научных сотрудников.

 

30 из этих 100 ближайших коллег полностью прочитали книгу Алексея Семихатова. Уровень новизны для них высокий -- около 50%. Еще 20 коллег прочитали книгу фрагментарно, т.к. мало времени, остальные не читали -- "пока не было времени".

 

Из оставшихся 900 коллег, работающих в других отделениях института, книгу в разной степени подробно прочитали 10%, уровень новизны очень высокий -- около 70%.

 

В других российских институтах также связанных с физической тематикой работает 2000 коллег . Из них о существовании книги знает 20%, 5% ее в разной степени подробно прочитали. Уровень новизны -- от 70%.

 

В остальных естественнонаучных институтах России работает 100 тыс. научных сотрудников . Из них 5% слышали про эту книгу, а читали ее 0,5%, т.е. 500 ученых. Уровень новизны -- около 90% .

 

2. Широкая публика 


Остальную широкую аудиторию (потенциальные 30 млн. человек на которых в принципе может ориентироваться автор) разделим на следующие категории:
 -- преподаватели вузов по естественным наукам (20 тыс.),
 -- студенты по естественным и негуманитарным направлениям (500 тыс.),
 -- школьные учителя по естественным наукам (500 тыс.),
 -- школьники-старшекласники выбирающие не гуманитарные направления (3 млн.),
 -- остальные школьники (10 млн.),
 -- родители школьников (10 млн.),
 -- инженеры и другие профессионалы с высшим негуманитарным и не экономическим образованием (10 млн.).

 

Пока без анализа по категориям -- совсем грубая оценка -- из 30 млн. потенциальной российской аудитории книгу Алексея Семихатова как-то читали 0,003%, т.е. еще 1 тыс. человек. Трудно оценить сколько человек ее реально смогли прочитать, скорее всего, мало. 

 

Вывод -- у книги ставшей событием в категории неузкоспециальных научных книг малочисленная аудитория специалистов и крайне малочисленные аудитория широкой публики.

 

 

 

 

Аудитория естественнонаучного видео-контента в YouTube

 

Гораздо большую аудиторию собирает Алексей Семихатов в YouTube.

 

  
Алексей Семихатов в блестящей артистичной манере рассказывает основные положения своей книги. Посмотрите для примера первые 1,5 минуты

 

Из категории научных сотрудников естественнонаучных институтов России можно рассчитывать, что лекции Алексея Семихатова по теме книги послушают около 5%, в 10 раз больше, чем ознакомится с книгой, около 5 тыс. ученых.

 

Из широкой публики можно рассчитывать, что лекции Алексея Семихатова по теме книги в совокупности послушают около 0,1% в 30 раз больше, чем ознакомится с книгой, около 30 тыс. человек.

 

Именно к этому формату распространения знания можно применить определение научно-популярный.

 

30 тыс. - для широкой аудитории мало, при этом есть важная проблема. Записей лекций в интернете много, т.к. автор читает эти лекции в разных аудиториях и дает интервью в разных программах. Трудно выделить лучший вариант, иногда плохой звук, иногда интервьюер не очень удачный, а иногда все отлично, но как найти эту версию.

 

Мне кажется, что автором должна быть записана специальная "официальная" версия. Такая версия, могла бы автором редактироваться, для этого она может быть разбита на небольшие разделы, а разделы на параграфы, каждый из которых желательно записывать отдельно. Это, к тому же, позволит удобно делать ссылки на отдельные параграфы. Вероятно, необходимо, чтобы на каком-то сайте был специальный каталог, организованный так, чтобы каждый автор указывал какую версию он сам считает лучшей.

 

 

 

 

 

 

Аудитория естественнонаучных лекции off-line

 

Аудитория часто малочисленная и случайная, разноподготовленная, часто нахватавшаяся фрагментарных знаний, плохо в них ориентирующаяся. Лектор часто не знает состав слушателей по расписанным выше категориям широкой публики и ее уровень подготовки.

 

  

Борис Штерн на первых трех минутах тестирует аудиторию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Парки и open-air проект БТК Эволюция

 

Здесь о крайне дефицитном ресурсе -- о свободном времени и о его неразработанных запасах в городских парках и аналогичных публичных пространствах.

 

Правильно организованный парк с разнообразными объектами для развлечения и отдыха является центром публичного притяжения, который будет не только часто посещаться, но и длительность посещений будет расти с добавлением новых и развитием уже существующих объектов.

 

Наука должна прийти к широкой аудитории через open-air.

 

В Парке Леко выставлен БТК Эволюция-История в 10 частях. БТК -- базовый теоретический курс. Какими правилами я руководствовался, подбирая и обрабатывая контент, а также каким образом осуществляется научное редактирование, можно посмотреть здесь .

 

 

 


Аудитория open-air проекта БТК Эволюция

  

БТК Эволюция, в смысле хотя бы беглого знакомства с ним, охватит минимум 1% аудитории городского округа, в центральном парке которого она будет представлена (без учета активного режима работы, о котором ниже). Он подготовит потенциального слушателя и выполнит роль превью-версии для видео-контента и для авторской научной литературы.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Два режима работы БТК Эволюция

 

После научного редактирования БТК Эволюция может использоваться в 2-х режимах.

 

В инерционном режиме -- когда он специально не рекламируется, но постепенно становится известным и привлекает внимание, например и в частности, школьных учителей, школьников, студентов. Но и, что важно для дела науки, самих ученых, которые тоже иногда гуляют. В Парке Леко, пока БТК Эволюция не прошел научного редактирования, он используется в таком режиме.

 

В активном режиме   -- нами прорабатываются варианты продвижения, которые должны в разы увеличить охват аудитории городского округа и качественно поднять уровень восприятия. Предполагаются следующие активные мероприятия:
1. В соцсетях, в VK летом 2023 создано сообщество Парк Леко, в нем, в частности, проводятся конкурсы, и иногда рекламируется научный контент парка.

2. Предполагается, что ученые и научные журналисты будут приглашаться для лекций (семинаров?). Реклама лекции будет адресной для каждой категории из широкой публики, для этого будут использованы местные каналы рекламы (это должно быть достаточно эффективно). Причем приглашенной публике будет рекомендоваться предварительно посмотреть соответствующую часть БТК Эволюция, посмотреть видео-лекцию (или ее фрагменты) лектора и подготовить вопросы, которые будут занимать не менее половины времени. На лекцию специально будут приглашаться школьные учителя, лекция будет широко рекламироваться в близлежащих городах (в сумме с 200 тыс. населением). Open-air формат лекции будет позволять принять участие неограниченному количеству людей и время лекции не будет ограничено по времени. Может быть, формат такой встречи правильнее называть не лекцией, а семинаром. Пока это предварительные планы, скоро будем пробовать и здесь разбирать результаты.
3. Экскурсии. Из заинтересованных школьников будут подготовлены экскурсоводы для коротких тематических лекций по БТК Эволюция.
4. Научные клубы для всех желающих, в первую очередь для школьников, под руководством заинтересованных учителей и, возможно, в какой-то мере в on-line контакте с учеными.

 

Возможно создание инженерно-космического клуба на основе части 10-й БТК Эволюция Космическая эра.

 

 

 

 


5. Важным будет реклама отдельных видео лекций, которые обязательно необходимы к просмотру старшеклассниками. На эту необходимость будет обращаться особое внимание учителей естественнонаучных направлений. Вероятно, такие лекции ведущих ученых будут предлагаться к просмотру в парковом кинотеатре, который предполагается открыть в скором времени в экспериментальном режиме. Через такие лекции будет проводиться подготовка аудитории к off-line лекциям этих же ученых.

 

 

 

6. К естественнонаучной тематике будут подтягиваться люди, которые в парке интересуются историей, которой посвящены с 6 по 9 части БТК Эволюция.

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи популяризации науки в формате open-air

 

Главными целевыми аудиториями являются школьники, студенты, те, кто им преподает и те, кто на них влияет, а так же малочисленная в данном контексте, но особо ценная -- сами ученые, по крайней мере, как участники open-air проектов. Подробно здесь.

 

В случае успешного развития эксперимента, БТК Эволюция со всеми его опциями будет предложен разным паркам и владельцам публичных пространств. В проект изначально закладываются технологии и материальные носители, которые могут легко и очень недорого тиражироваться.