Базовая общеизвестность -- уровень начальной школы -- то, что знает каждый ребенок в 10 лет и каждый взрослый давно закончивший школу.
Теоретическая модель (ТМ) -- вывод неделимого на более мелкие фрагменты научного знания из начальных общеизвестных условий. Условия и вывод должны соответствовать корректности в таком же смысле, какой применяется в физике и математике для определения корректно поставленной и корректно решенной задачи.
ТМ обосновывается как цепочка положений с переходами от более ранних к более поздним с применением инструмента "отсюда следует". ТМ можно упрощать только до определенного уровня, который определяется невозможностью связать положения без нарушения смысловой цепочки, т.е. нельзя уменьшить ТМ до уровня на котором нарушается последовательная цепочка использования инструмента "отсюда следует".
Самая простейшая ТМ -- базовая теоретическая (БТМ) . БТМ должна основываться на базовых общеизвестных знаниях -- уровень начальной школы.
БТМ должна быть максимально краткой. Если есть несколько научных гипотез, то может быть выбрана любая, если она приводит к раскрытию области знания.
Для объяснения сложных БТМ, могут использоваться придумываемые автором упрощения не соответствующие достигнутому наукой знанию. Это облегчает выход на результат, не нарушая принципа внутренней непротиворечивости. Например, такая схема содержащая придуманный этап, заменяющий два сложных для понимания этапа, применена для объяснения генетического кода в БТК Эволюция во 2-й части Криптозой.
ТМ объединяются в теоретический курс (ТК). Здесь подробно о базовых теоретических моделях и курсах.
Цитата из письма завкафедрой эволюционной биологии МГУ Александра Маркова ознакомившегося с базовым филогенетическим деревом выполненным с применением концепции БТК:
Я ознакомился с материалами: правилами составления БФГД и деревом приматов.
Проект поражает своей грандиозностью. Эволюционная история приматов представлена чрезвычайно наглядно, логично, понятно и с очень высокой степенью ясности и подробности. Это достигнуто при помощи крайне смелого приема: отбрасывания всех разногласий, неясностей и спорных моментов, которые заменяются какой-нибудь одной версией, смело и решительно выбранной экспертом, составляющим БФГД.
Сначала это меня сильно шокировало, потому что за время работы в науке я привык к идее, что нельзя выдавать догадки и гипотезы за твердо установленные факты, и нельзя выдавать одну из многих конкурирующих версий за единственно существующую. Но потом, подумав и обсудив с коллегами, я согласился, что такой подход, наверное, все-таки правильный для образовательного проекта. Детям не обязательно с самого начала знать о том, как много в науке спорного и неясного, и как там на самом деле мало твердо установленных фактов. Дети должны для начала усвоить, что науке и ученым можно и нужно доверять. Они не должны начинать свое знакомство с научной картиной мира с осознания того, что ученые на самом деле ничего не знают наверняка. Это придет потом и в адекватном контексте. А сначала стоит поддержать увлечение той ясностью, которую наука вносит в картину мира. Она ведь действительно ее вносит, пусть это и не такая однозначная ясность, какую представляют себе дети. Например, есть такая категория детей, которые увлекаются динозаврами и выучивают десятки и сотни названий видов, выучивают их внешний вид по реконструкциям. Они увлечены на этом этапе именно ясностью и четкостью научного знания и однозначностью классификаций. И на этом этапе таким детям совершенно не важно и не нужно знать, что реконструкции очень спорные, что классификация тоже крайне спорная, что данный вид реконструирован по одному зубу и двум позвонкам и он мог выглядеть совершенно не так, как выглядит его пластиковая реконструкция в музейном ларьке. И что эти два вида на самом деле могут быть одним и тем же видом и т.д
На самом деле я тоже в своем лекционном курсе «История жизни на Земле», который я более 10 лет читал в МГУ, во многих случаях так и поступаю: выстраиваю логичный исторический сюжет, на каждом шаге выбирая какую-то одну гипотезу, которая лично мне больше всего нравится, из множества существующих. Конечно, честно предупредив об этом слушателей в начале курса.
Таким образом, с общей идеологией проекта – представить древо жизни так, как будто ученые уже все знают, хоть это и неправда – я, после колебаний, в итоге соглашаюсь.
Повторю, дерево приматов получилось просто потрясающее по своей подробности, ясности, логичности и наглядности. Мне самому было очень интересно его разглядывать.