Базовые теоретические курсы
Подробно

 

 

Этот текст написан автором БТК Эволюция в первую очередь для себя, это основные правила, которых я придерживался.

 

 

Общеизвестность научных данных, базовая общеизвестность, Фолловер


Общеизвестность научных данных относительна, для каждой аудитории она своя, но вполне определенная. Например, для студентов естественных наук общеизвестными являются законы сохранения. Для студентов биофака -- понятие генетического кода. Для студентов истфака -- хронология основных событий предшествующих падению Византии.

 

Базовая общеизвестность -- уровень начальной школы, то, что знает каждый ребенок в 10 лет и каждый взрослый давно закончивший школу.


Назовем человека, который знакомится с курсом, является целевой аудиторией данного курса и обладающего соответствующим курсу уровнем общеизвестных знаний, Фолловером.

 


Теоретическая модель и корректность


Минимальное неделимое научное знание -- теоретическая модель (ТМ). ТМ выводится из начальных общеизвестных условий или из необщеизвестных данных науки с ссылками на соответствующие области науки, на другие ТМ и на данные конкретных научных исследований.


Условия и вывод должны соответствовать требованиям корректности в таком же смысле, какой применяется в физике и математике для определения корректно поставленной и корректно решенной задачи.


Если для вывода знания из общеизвестных данных применяется инструмент "отсюда следует", то это значит, что сделанный вывод при каждом применении инструмента "откуда следует" для Фолловера должен быть сразу очевидным и логичным настолько, что Фолловер воспринимает его так, как если бы он сам решал эту задачу основываясь на привлекаемых общеизвестных данных и на приведенные результаты научных исследований, то однозначно и практически сразу пришел бы к такому же выводу.

 


Теоретические курсы


Если ставится задача рассмотрения широкой области знания, ТМ объединяются в теоретический курс (ТК). ТК -- последовательный ряд ТМ, которые в совокупности раскрывают область знания, на уровне определенном автором.

 

 

Части, разделы, параграфы

 

Теоретические курсы делятся на части, части на разделы, разделы на параграфы (определение параграфа в Википедии: Параграф (от греч. «написанное рядом») — часть текста внутри раздела книги, статьи или документа, содержащая законченное положение или правило и имеющая самостоятельное значение. Обычно на параграфы делятся разделы в учебных и научных изданиях. Параграф может состоять из одного или нескольких абзацев текста.

 


Хронологическая последовательность


ТМ желательно выстраивать в порядке соответствующем хронологическому порядку процесса. Это естественно и позволяет легче отслеживать общую логику ТК.

 


Уровень доказательности


ТМ доказывается цепочкой положений с описанием перехода от более ранних к более поздним с применением инструмента "отсюда следует". При этом все переходы должны выводиться от общеизвестных научных знаний, вновь приведенных автором данных научных исследований или ссылок на знания из других областей науки с соответствующим указанием, например, "из квантовой физики известно ...". В последнем случае подчеркивается, что при изучении данной ТМ изучение таких знаний находится за пределами данного курса.


Если науке что-то необходимое для объяснения не известно, то это должно специально оговариваться.


Если в ТМ какая-то информация дается без ссылок на научные знания из других областей, то, если ТК сделан корректно, значит эти знания содержатся в предыдущих ТМ данного ТК.

 


Минимизация объема


Из ТМ должны быть удалены все обстоятельства без которых можно обойтись для конечных выводов. Если какое-то знание можно выделить без нарушения целостности ТМ, но оно необходимо в данном ТК, значит его нужно выделить в отдельную ТМ. Дополнения, исторические справки и т.п. должны быть выделены в специальные блоки (например, обведены рамками), чтобы не разрушать минималистичность и целостность курса.

 


Минимальный объем


ТМ можно упрощать только до определенного уровня, который определяется невозможностью связать положения без нарушения смысловой цепочки, т.е. без нарушения корректности решения задачи. Т.е. нельзя уменьшить ТМ до уровня на котором нарушается последовательная цепочка корректного использования инструмента "отсюда следует".

 


Формулы

 

Полные формулы в обычном или текстовом виде в ТМ не должны без необходимости применяться, если они содержат избыточный для данной ТМ смысл. Например, не надо задавать что гравитация пропорциональная произведению масс и уменьшается, как квадрат расстояния, если для смысла достаточно указать, что гравитация уменьшается как квадрат расстояния.


Тем не менее, неоригинальные (взятые из разных источников) формулы, иллюстрации, инфографика, графики и схемы могут содержать избыточную информацию. В отличии от текстов не предполагается, что вся прочая информация обязательна для полного изучения. Но, желательно в явном виде оговаривать или выделять существенную для построения ТМ часть нетекстовой информации, отделять ее от несущественной. Лучше перерисовывать иллюстрации, чтобы в них не содержалась никакая избыточная информация.

 


Уровни теоретических моделей


ТМ может быть различного уровня научной углубленности в соответствии с различной точностью соответствия модели и реальности. Например, может быть ТМ возникновения РНК без учета хиральности и энергетических аспектов ее возникновения, а может быть с ними. Так же может быть разная степень точности и научности описания химического процесса и т.д.


Уровень ТМ и соответствие его уровню аудитории должен быть определен в титульной части ТК.

 


Базовая ТМ


Самая простейшая ТМ -- базовая теоретическая (БТМ). БТМ должна основываться на базовых общеизвестных знаниях -- уровень начальной школы.


БТМ должна быть максимально упрощена.


Если есть несколько научных гипотез, то может быть выбрана любая, если она приводит к раскрытию области знания. БТМ предусматривает, что не требуется оговаривать различных вариантов, можно выбрать один вариант. Исключением является случай, когда наличие нескольких гипотез само по себе является важным даже на уровне БТМ обстоятельством. Например, причины вымирания 66 млн. лет назад. Тогда эта ситуация может быть показана в БТМ.

 


БТМ и упрощения


В БТМ могут игнорироваться многие важнейшие аспекты процессов и потом, если надо, с соответствующими оговорками описываться отдельно. Особенно существенным упрощениям желательно давать свои названия. Например, в БТК Эволюция во 2-й части Криптозой введен термин Энергетическое упрощение.

 


БТМ и обходные пути преодоления сложностей


Для объяснения сложных БТМ, могут использоваться придумываемые автором схемы в разной степени не соответствующие достигнутому наукой знанию, чтобы облегчить выход на результат не нарушая принципа внутренней непротиворечивости. Например, такая схема содержащая несколько придуманных этапов применена для объяснения генетического кода и создания аппарата производства белка в БТК Эволюция во 2-й части Криптозой.


На этапе БТМ знание лучше излагать просто с ошибками, но понятно, чем сложно, точно, но не понятно.

 


БТМ и несоответствие последним научным результатам


Изучивший БТМ имеет опорную, пусть даже, частично несоответствующую современному научному знанию внутренне непротиворечивую логическую конструкцию. Отталкиваясь от знания, в том числе ошибочного, Фолловер имеет подготовку к освоению правильного знания, в том числе опирающегося на критику изученной ранее частично ошибочной БТМ. Для понимания более совершенных ТМ полезно знать неправильные ТМ и объяснения содержащихся в них ошибок.

 


Линейные хронологические панели


Базовые версии исторических и эволюционных процессов должны строиться в виде линейной хронологической панели (ЛХП).

 


Полнота -- основа инфографики


При построении ЛХП желательно обеспечивать представление определенных видов событий в их полноте, тогда возникает самостоятельный инфографический объект. Например, в БТК Эволюция в 10-й части Космос показаны все пилотируемые полеты. Это не для того, чтобы дать информацию о каждом из них. Вся совокупность пилотируемых полетов является инфографическим представлением интенсивности пилотируемой космонавтики во времени и по странам.

 


Лаконичность -- стиль БТК

 

Тексты в БТК должны быть предельно лаконичны. Предельно качественный текст -- в котором нельзя уже убрать ни одного слова без потери смысла. В этом, в частности, отличие от принятого стиля научно-популярной литературы, где авторы часто шутят, отвлекаются на интересные и полезные для общего мировоззрения события. Стиль БТК -- краткость.

 


Эволюционные ЛХП и БТМ


Внутри эволюционных ЛХП могут и должны находиться БТМ по конкретным темам. Например, должна существовать БТМ возникновения рибосомы и генетического кода.

 


БТК и система образования


В основе образования должны быть БТК. Вся их совокупность должна являться основой для образования. После начальной школы должны изучаться обширные серии БТК по физике, химии, эволюции, биологии, истории. Только после освоения БТК возможно углубление в конкретные области науки.

 

 

 

Авторы БТК и научное редактирование

 

Парадоксально, но автором БТК не обязательно должен быть специалист в представляемой области науки. Модельный автор -- человек заинтересовавшийся определенной областью знания, решивший разобраться в ней на базовом уровне, критически мыслящий и способный к решению задач*.

 

 * Способность к решению задач  -- специальная способность к решению сложных нешаблонных нетривиальных задач, которую можно развить пытаясь решать математические, физические и другие логические сложные задачи. Обычное вузовское образование не подразумевает этого качества у студентов. Например, автор учился в МИФИ на факультете общей физики. В моей группе, как ни странно это звучит, только я мог решать сложные задачи. Все задачи, которые решали остальные студенты -- это повторение шаблонных решений. Всегда, когда к какому-либо учебному разделу в конце наряду с шаблонными задачами ставилась сложная нешаблонная задача, она считалась не обязательной и ее никто даже не пытался решить. Для того, чтобы получить красный диплом нужно было запоминать к сессиям большое количество материала, уметь решать шаблонные задачи, но не нужно было решить ни одной нешаблонной задачи. Насколько известно автору, студентов МФТИ, в отличие от МИФИ, постоянно учат решать нешаблонные задачи и даже поступить в МФТИ без этой способности нельзя, нешаблонные задачи уже на вступительных экзаменах являются обязательными.


Способность к решению задач необходима, т.к. само внутренне непротиворечивое построение курса с последовательным применением инструмента "откуда следует" сложно представить без решений логически связывающих этапы, которые в актуальной науке связываются только на более сложных, чем базовый курс уровнях. Приходится придумывать обходные упрощенные решения, которые по сути являются решениями разнообразных нетривиальных задач.

 

БТК составленный таким автором, конечно, требует научного редактирования. Однако, опыт показывает, что вмешательство редактора сложно совместить с целостностью и краткостью БТК. Поэтому научное редактирование предполагается на двух уровнях:
   первый -- исправление ошибок, улучшение текстов, рисунков, графиков,
   второй -- расширение и углубление контента, комментарии, критика автора, указания на границы допустимости применяемых автором упрощений и добавление актуальной научной информации (при этом сложность информации может быть выше уровня БТК, т.е. требовать знаний выше уровня начальной школы, но не выше уровня 8 класса). Чтобы второй уровень не перегружал БТК информацией и не был ограничен в объеме информации и формах ее представления, его удобно делать в виде ссылок с QR-кодами, здесь пример.

 

 

В комментарии желательно прямо аппелировать к тексту БТК и отталкиваться от него. Правильно, чтобы комментарий был не просто правильным изложением темы, а именно конкретной критикой автора БТК.